История сексологии. Период наблюдений и донаучных исследований. Античность

Секреты интимных аспектов человеческих отношений античности отражаются в эпосах, трудах мудрецов, писателей и поэтов того времени. Неоценимый вклад в проблематику сексуальных отношений внесли философские труды Платона, Эпикура, Аристотеля.

Античная мифология Греции и Рима составила фундамент для заимствования имен различных анатомических образований, функций организма, сексуальных расстройств и других медицинских терминов. С именем Афродиты связаны такие названия как «афродизиак» и «гермафродит» (имеющий женское и мужское начало от таких богов, как Гермес и Афродита). Раковиной Афродиты называют женские гениталии. Холмок Венеры – означает лобковое возвышение у представительниц прекрасного пола. Еще один пример связан с названием «клитор» (Клиторис – дочь Мирмидона, была так мала, что Зевс был вынужден превратиться в муравья, чтобы совокупится с ней). Мифологические названия использовали и представители психоанализа для обозначения различных комплексов.

Классическими для этого периода считаются три источника, которые составляют исторический фундамент сексологии: Китайский трактат «Искусство спальни», индийская «Камасутра» и «Наука любви» Овидия. Данные трактаты перечисляют, описывают и анализируют сотни различных способов полового акта, интимных ласк, касаний, поцелуев и т.д.. В античные времена зарождается и генитальная хирургия. В Египте Выполняются первые операции обрезания, датируемые 5000 до Р.Х.

04

В античные времена появляются первые «сексуальные игрушки» для достижения большего наслаждения. Среди них – искусственный фаллос, сделанный из кожи или дерева. В соответствии с древним свадебным ритуалом существовал фаллический инструмент, называвшийся mutinus tutunus, на который наседала невеста, прежде чем мужчина совершал с ней первый половой акт. Это была механическая дефлорация, которую впоследствии резко критиковали теологи.

Регулярно в Греции, Риме и других странах античного мира проходили религиозные обряды именуемые оргиями.

1024px-William-Adolphe_Bouguereau_(1825-1905)_-_The_Youth_of_Bacchus_(1884)

Половой член был не просто детородным органом, а воплощением силы и могущества, про что Вы детальнее можете прочитать в статье «Культ фаллоса». Бюсты с эрегированным половым членом в античном мире служили как обереги от злых сил.

03

Безусловно, тему половой жизни не обошли и древниегреческие философы.

Например, законодательство Солона (VII-VI вв. до н.э.) впервые стало рассматривать проституцию как общественный институт. В Афинах, согласно взглядам Солона, сексуальная связь с подростками рассматривалась как наиболее безвредная форма сексуального удовлетворения, имеющая воспитательное значение в связи с общением со старшими, более опытными мужчинами. Однако, такого рода любовь была запрещена рабам, поскольку их хозяева были заинтересованы в том, чтобы рабы имели потомство. Впоследствии, уже в IV веке до Р.Х., император Константин ввел смертную казнь за гомосексуализм.

Ни один философ не придавал любви («эросу») такого большого значения, как Платон (V-IV вв. до Р.Х.). Природа «эроса» была далека от легендарной исключительно «платонической» или духовной любви. Платон писал о том, что любовь физическая и сексуальная вместе с поклонением красоте человеческого тела являются необходимыми условиями для достижения высшей духовной любви и равновесия. Философ не считал половые отличия необходимым условием для возникновения любви или сексуальных связей. Для объяснения того факта, что люди интересуются друг другом, стремятся к сексуальному, духовному и телесному единению, Платон обратился к мифу, согласно которому мужчины и женщины были единым целым (существами андрогинами, которые совмещали в себе женское и мужское начало). Позже, то ли из зависти, то ли из страха боги разделили их на однополые существа. Этим и объясняется их взаимное стремление к духовному и телесному единению, ибо только совокупление (с помощью «эроса») может временно восстановить утраченное единство – и только в том случае, если одна половина найдет соответствующую ей «другую» половинку.

Аристотель (IV в. до Р.Х.). Считал, что эрекцию обеспечивают пневмы – невидимые питательные воздушные субстанции, которые проникают в половой член и что любое заболевание, нарушающее дисбаланс четырех телесных жидкостей (кровь, флегма, желтая и черная желчь) приводит к импотенции.

Сократ (V-IV вв. до Р.Х.) был теоретиком гедонизма – этической доктрины, согласно которой удовлетворение (наслаждение) – единственное благо, смысл жизни и главный мотив действий человека. Школу эпикурейцев, что продолжала развивать концепцию гедонизма, создал Эпикур (IV-III вв. до н.э.). Он видел удовольствие и счастье в хорошем самочувствии, постоянном и независимом от желаний, но прежде всего – в ощущении свободы и собственной независимости.

Гиппократ (V-IV века до н.э.), создатель основ врачебной этики и учения о темпераментах считал, что частые половые акты укрепляют и увеличивают половой член, в то время как сексуальная сдержанность уменьшает его. В то время господствовало мнение, что мастурбация является причиной многих болезней. Это было обусловлено уровнем медицинских знаний, в частности, ошибочным представлением о роли семени для здоровья человека. Гиппократ утверждал, что при половом акте между мужчиной и женщиной происходит взаимный обмен жидкостями, то есть половой акт является своего рода взаимной «прививкой», что укрепляет здоровье вследствие обмена выделениями и энергией партнеров. Этот взгляд оказал большое влияние на развитие так называемой герокомии – концепции, согласно которой пожилой мужчина может омолаживаться, вступая в половую связь с молодыми девушками. Относительно гомосексуальных контактов Гиппократ придерживался мнения, что мужество и положительные качества взрослого мужчины через его семья могут передаваться подросткам. Этот взгляд был отражением соответствующего отношения к гомосексуализму в античной Греции.

Геродот (V в. до Р.Х.) – отец истории, по словам Цицерона. Вспоминал о скифах, населявших юг современной Украины, особенно состоятельных, которые страдали половым бессилием. Это было связано с длительной верховой ездой. Скифы не представляли себя без лошадей. Буквально во всех изделиях скифов, дошедших до нас, присутствуют изображения всадников.

Римский поэт Овидий (43 гг. до Р.Х. — 17 г. н.э.), В своей поэме «Ars amatoria», что переводится как «Наука любви», предлагает наставления, для мужчин, какими средствами можно приобретать и хранить женскую любовь (I и II книги), а затем – для женщин, с советами как привлекать к себе мужчин и сохранять их расположение.